История насчитывает немало примеров, когда выдающиеся врачи прошлого говорили о том, что подобное можно лечить подобным. Гиппократ впервые сформулировал этот принцип...История насчитывает немало примеров, когда выдающиеся врачи прошлого говорили о том, что подобное можно лечить подобным. Гиппократ впервые сформулировал этот принцип...История насчитывает немало примеров, когда выдающиеся врачи прошлого говорили о том, что подобное можно лечить подобным. Гиппократ впервые сформулировал этот принцип...

Задолго до Ганемана

История насчитывает немало примеров, когда выдающиеся врачи прошлого говорили о том, что подобное можно лечить подобным. Гиппократ впервые сформулировал этот принцип, как одну из составляющих лечебной практики. Как и подобает великим, Гиппократ не выделял принцип подобия в качестве единственно правильного, и высказывался за грамотное применение его в совокупности с принципом противоположного. Человечеству понадобилось несколько веков, чтобы прийти к аналогичным подходам в медицине. Своеобразную интерпретацию принципа подобия мы находим в медицине Востока. Применение лекарственных растений в древней индийской медицине строилось на этом принципе. Так,  для лечения костей использовались корни, стволы – для лечения мышц, кора – для лечения кожи, ветви – сосудов, листья – шести полых органов, цветы – пяти органов чувств, плоды – пяти плотных органов. Не трудно заметить, что в данном случае ведущую роль играет некое анатомическое сходство растений и человеческого организма. Интересно, что похожих взглядов придерживался и Теофраст фон Гогенгейм, выдающийся врач Средневековой Европы, известный больше под псевдонимом Парацельс.


Рождение метода или все началось с хины

Таким образом, мы видим, что еще в глубокой древности существовал подход к назначению лекарственных средств по принципу подобия. Однако своим рождением и начальным, самым важным этапом развития гомеопатия, как наука, обязана немецкому врачу Самуилу Ганеману. Именно он впервые сформулировал основные принципы гомеопатии, составил справочник лекарственных средств (Materia Medica) и выработал понятие гомеопатической конституции и теорию миазмов.

В 1790 году Ганеман предпринял перевод «Лекарствоведения» Куллена, сыгравший важную роль в возникновении гомеопатии. А именно. Переводя статью кулленовского «Лекарствоведения» о действии хины, которая только стала появляться в то время как средство лечения малярии, Ганеман заметил, что симптомы хинного отравления очень схожи с клинической картиной малярии. Характерная лихорадка с периодичностью в 3-4 дня, дрожь без озноба, жажда, притупление чувств, скованность в суставах, неприятное ощущение онемелости – все эти симптомы были известны Ганеману не понаслышке. Он сам когда-то перенес малярию. Заинтересовавшись обнаруженным им феноменом, Ганеман предпринимает самоотверженный эксперимент, принимая внутрь большие дозы хинной корки с целью подтвердить или опровергнуть факты, изложенные в статье. Все подтвердилось с большой точностью. Такое развитие событий подтолкнуло Ганемана к изучению клинической картины отравления другими ядовитыми веществами. С этой целью он пошел на беспримерный по своему научному героизму шаг, испытывая яды на себе. В последствии, в период преподавания в Лейпцигском университете, у Ганемана появились единомышленники и ученики, включившиеся в исследования. Первые 60 средств вошли в состав «Чистого лекарствоведения», вышедшего в четырех томах в тот период.


Конституционный тип

Одновременно Ганеман сравнивал картину отравления с симптомами всех известных заболеваний, и если происходили совпадения, то пытался такие заболевания лечить, нередко добиваясь при этом успеха. Однако успех лечения во многом зависел от того, как внешне выглядел человек, от его психических особенностей, от его пищевых привязанностей, а также от того, в каких обстоятельствах и от чего улучшается или усугубляется течение заболевания. На одно и то же лекарство хорошо реагировали, как правило, только люди со сходными внешними и психическими данными и характерными модальностями симптомов болезни. Этот факт позволил Ганеману сформулировать понятие о конституциональном типе лекарственного средства.


Как веществу стать лекарством

Избранные для использования в лечении токсические вещества разводились до очень низкой концентрации в растворе или порошке. Ганеман заметил, что чем больше он разводил вещество, тем слабее становились его токсические свойства. В то же время целебная сила нарастала. Было отмечено, что целебная сила тем больше, чем интенсивнее и дольше происходит встряхивание посуды, в которой разводилось вещество.


Три столпа гомеопатии

Исходя из полученных экспериментальных данных, Ганеман сформулировал основные принципы нового метода лечения.

Первый принцип: similia similibus curentur, что в переволе с латыни означает «подобное лечится подобным». Сам же метод лечения получил название «гомеопатия» – «подобный болезни».

Второй принцип: чтобы получить лекарство, нужно сильно развести исходное ядовитое вещество, одновременно производя энергичное встряхивание сосуда. Этот процесс получил название потенцирования, или динамизации.

Третий принцип: для того, чтобы определить конституциональный тип лекарства, необходимо провести его испытание на группе здоровых людей.


Гомеопатия завоевывает право на жизнь

Со временем количество пациентов, излеченных Ганеманом и его учениками, возрастало, что послужило к вящей славе гомеопатии. Немаловажную роль в популяризации гомеопатического метода лечения сыграло успешное применение гомеопатических препаратов в ходе эпидемии холеры в 1831 году. Отсутствие антибактериальных препаратов в восемнадцатом веке делало эту страшную болезнь практически фатальной, спасением было только бегство из очага поражения. Ганеман и его сподвижники, самоотверженно вступив в борьбу за здоровье и жизнь сограждан, спасли от неминуемой гибели многих больных, чем значительно укрепили авторитет гомеопатии во всем мире. Результатом большой многолетней работы Самуила Ганемана явились его книги «Органон врачебного искусства» (шесть редакций), «Чистое лекарствоведение», «Хронические болезни», «О гелеборизме древних», «Опытная медицина», «Эскулап на весах» и многие другие. Ганеман умер на 89 году жизни, 2 июля 1843 года в Париже, где и похоронен на кладбище Пер-Лашез. С его смертью развитие гомеопатии не остановилось, и было продолжено его учениками во всем мире.


Метод жизнеспособен только тогда, когда подтверждается опытом учеников

Популяризацией гомеопатии занимались не только профессиональные врачи, но и энтузиасты, не имевшие медицинского образования. Примером может служить разработка получения десятичных разведений препаратов русским помещиком Корсаковым, чье имя способ носит до сих пор. Среди выдающихся гомеопатов, внесших значительный вклад в развитие науки, следует упомянуть Кента и Геринга, разработавших систему реперторизации и составивших полные многотомные справочники – реперториумы. Известен также закон обратного развития болезни, сформулированный Герингом. Имена Фаррингтона, Шаретта, Берике, Адольфа фон Гергардта, Альфонса Штигеле, Аллена, Юза и многих других украшают галерею мировой гомеопатии.